Что такое маркировка товаров и зачем она нужна
Каждая единица товара помечается уникальным идентификатором. Это цифровые коды, по которым можно получить всю информацию о продукте и его движении.
Какие бывают коды и чем отличаются от других кодов
Data Matrix — это уникальный код маркировки, который включает в себя условные знаки, буквы, цифры, графические знаки и хранит в себе информацию о сроке годности, составе, производителе и стране происхождения. Код наносят на упаковку, ярлык или сам товар. Генерирует код Data Matrix только Честный знак.
RFID-метка. Это радиочастотный чип, в котором информация зашифрована при помощи радиочастотной идентификации. Считывают ее с помощью сканера. RFID-метки используют для маркировки шуб из натурального меха. Такой код можно наносить и на шины и велосипеды, но только в качестве дополнительного средства идентификации.
Графический Data Matrix часто путают с более привычными QR‑кодами и линейными штрихкодами. Это всё способы кодировать информацию, но они не взаимозаменяемы. Требованиями к маркировке товаров предусмотрено использование именно Data Matrix.
|
|
|
линейный штрихкод |
QR‑код |
Data Matrix |
Коды зашифрованы, подделать их нельзя. Повторно использовать тоже не получится: при списании товара или продаже конечному покупателю они навсегда выводятся из оборота.
Последний этап жизненного цикла — продажа покупателю. Обязательная маркировка товаров в 2024 году основана на использовании онлайн-касс.
В настоящее время обязательная маркировка товаров средствами идентификации была предусмотрена для 24 групп товаров:
Обязательная маркировка с 2019 года - табачная и никотинсодержащая продукция; - шубы и меховые изделия. Обязательная маркировка с 2020 года - обувь; - фотоаппараты и лампы-вспышки; - лекарственные препараты; - шины и автопокрышки; - духи и туалетная вода. Обязательная маркировка с 2021 года - молоко и молочная продукция; - упакованная вода; - товары легкой промышленности (одежда, постельное бельё и другой текстиль). Обязательная маркировка с 2023 года - пиво и слабоалкогольные напитки; - безалкогольные напитки; - медицинские изделия (кресла-коляски); - биологически активные добавки к пище (БАДы); - антисептики; - медицинские изделия.
|
За нарушения в сфере оборота маркированной продукции предусмотрена административная ответственность к участникам оборота.
Маркировка продукции должна быть достоверной, проверяемой, читаемой и доступной для осмотра и идентификации. С помощью data matrix отслеживается движение товара с момента производства или импорта до продажи. На каждом этапе эти данные передаются в информационную систему. Так государство контролирует перемещения готовой продукции и борется с контрафактом. Как результат, клиент получает только качественный, безопасный продукт, рынок защищён от подделок.